Смоляк Оксана Юрьевна Моб.: +7 921 9300784
e-mail: oxanasmolyak@mail.ru
Skype: oxanasmolyak
член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
психолог психоаналитик семейный психотерапевт

Драма подростка. Как предотвратить трагедию?

Подростки…Подростковый период…Эта тема волнует очень многих. И не только родителей, работников сферы образования – то есть тех людей, кто непосредственно связан с детьми, занимается проблемами воспитания и обучения, несет ответственность за них. Каждый из нас – взрослых, когда-то был подростком и в памяти все еще свежи воспоминания об этом – таком непростом периоде нашей жизни. Подростковые референтные группы – это также и фокус немалой озабоченности социальных служб, мишень для критики и недовольства обычного населения. И это понятно. Подростковые группы вызывают у нас тревогу, волнение, зачастую даже возмущение. Нарушение всяческих норм поведения, различные виды рискованного поведения, подчас откровенно деструктивные… Да, все это о них – о подростках.

Так кто же они – подростки? И что происходит с человеком в этот период? Почему вдруг послушный, домашний ребенок – младшеклассник в одночасье превращается в неуправляемого «монстра» - начинает грубить, дерзить, настроение у него меняется очень часто и резко – он то подавлен, то вдруг в эйфории, с ним невозможно ни о чем договориться, на все отвечает отказом, бунтом? Чем все это может для него обернуться в дальнейшем? Когда закончится и закончится ли вообще? И, главное, что со всем этим делать родителям? Эти и многие другие вопросы беспокоят многих – тех, кто так или иначе соприкасается с людьми, находящимися в таком непростом периоде своей жизни, который без преувеличения можно назвать драматическим, тех кто волею судьбы призван помочь этим людям избежать непоправимого – трагедии в своей жизни.

Одним из наиболее ярких проявлений подростковости является стремление к рискованному поведению. Под термином «рискованное поведение» подразумевается поведение, которое может привести к потере здоровья и социального благополучия, к инфицированию, психической или физической зависимости, насилию, суицидам.

Рискованное поведение может быть двух типов:

- деструктивное (наркотики, алкоголь, беспорядочные половые отношения, небезопасный секс, правонарушения различного рода и т.д.)

- конструктивные способы реализации желания риска (экстремальные виды спорта, служба в «горячих точках», работа в МЧС)

Вариант рискованного поведения – виктимное поведение - это такое поведение, в результате особенностей которого повышается вероятность превращения лица в жертву преступления, обстоятельств или несчастного случая.

Многократное обращение к проблеме рискованного поведения свидетельствует об отсутствии единого, согласованного подхода к ее решению, о наличии недостаточно изученных аспектов искомого феномена. Проанализировав много материалов и литературы по этому поводу, я выяснила, что в подходах, объясняющих причины рискованного поведения, преобладают 5 типов:

  1. Биологическая обусловленность причин

  2. Социально-педагогическая обусловленность

  3. Нарушения в духовно-ценностной сфере

  4. Психологический подход. Нарушения в психо-эмоциональной сфере

  5. Психоаналитический подход – объяснение рискованного поведения с точки зрения особенностей развития человека.

После беглого обзора первых четырех, я хотела бы остановиться более подробно на прследнем – психоаналитическом подходе, т.к. именно он, с моей точки зрения, объясняет наиболее глубинные механизмы человеческой психики, изучает закономерности ее развития и, что самое главное, дает реалистические пути преодоления трудностей в развитии, решения проблем и помогает предотвратить много трагедий.

Первый биологический подход – распространен в западной и американской культуре. Нейробиологии Рассел Полдрэк (Russell Poldrack) вместе с другими исследователями сделали первый шаг в направлении к идентификации областей мозга, отвечающие за это особенное поведение подростков. Американские ученые выяснили, что опасное поведение подростков связано с чрезмерным развитием головного мозга. Исследователи попытались найти взаимосвязь рискованного поведения подростков с уровнем развития белого вещества головного мозга. Белое вещество образовано отростками нервных клеток, которые связывают участки коры больших полушарий. В процессе взросления белое вещество становится более плотным и организованным. В ходе исследования выяснилось, что рискованное поведение чаще наблюдалось у тех подростков, белое вещество мозга которых было более организованным и зрелым. Кроме того, исследователи не выявили существенных различий в степени развития мозга мальчиков и девочек, отличавшихся опасным поведением.

По словам руководителя исследования профессора Грегори Бернса (Gregory Berns), дальнейшие исследования необходимы для того, чтобы установить обуславливает ли ранее развитие головного мозга подростков их рискованное поведение, или же рискованное поведение способствует развитию белого вещества.

В нашей стране при рассмотрении причин рискованного поведения подростков исследователями больше делается упор не на биологические, а на социально-педагогические, психологические причины и причины, вызванные нарушениями в сфере духовно-нравственных ценностей в семье и современном обществе в целом.

К социально-обусловленным и педагогическим причинам можно отнести:

- недостаточный уровень информированности подростков о последствиях рискованных

форм поведения

- низкий социальный статус семьи подростка

- наплыв небезопасной информации в СМИ

- легкая доступность алкоголя и наркотиков для подростков и т.д.

- неполная семья, отсутствие необходимой социальной поддержки

- чрезвычайно молодой возраст родителей

- педагогическая запущенность


Факторы, связанные с психическими особенностями родителей, влияющими на эмоциональное становление ребенка.

- гиперопека матери, основанная на тревожности и чувстве одиночества, ведущая к формированию у ребенка неуверенности в своих силах, тревожности, неадекватной оценки происходящего;

- нервные срывы в виде крика, физического наказания, жестокого обращения, бесчисленных замечаний и критики, компенсирующих нервное напряжение родителей, их неудовлетворенность собственной жизнью;

- психопатология родителей (В.Стил), приводящая к искажению межличностных интеракций, жестокому психологическому, а зачастую и физическому обращению с детьми;

- эмоциональные нарушения организации семьи: аффективность, приводящая к суматошности в доме и чрезвычайному чувству вины; тревожность в отношениях, привязывающая детей; недостаточная эмоциональная отзывчивость, депривирующая психику ребенка;

- определенные личностные особенности матерей (депрессия, низкая самооценка, жертвенность, нарциссизм, импульсивность, нестабильность идентификации), которые через механизм идентификации приводят к формированию характерного стиля личностного реагирования ребенка.



Каковы же глубинные причины рискованного поведения подростков в психоаналитической парадигме?

Какие, поистине драматические, события происходят в психике ребенка, вступающего в период полового созревания? И что может способствовать благоприятному исходу этих событий на этапе окончательного взросления, а что, наоборот, усилить внутренние и внешние конфликты, приведя в результате к непоправимой трагедии? И как психоанализ и психоаналитическая терапия могут нам в этом помочь?

Почему подростковый возраст сам по себе можно справедливо считать основной причиной проявлений рискованного поведения? Подростковый возраст психологи называют даже неспецифической причиной рискованного поведения.

У каждого учения есть свое начало. У психоанализа таким началом стала теория психоэмоционального развития. Эта теория рассматривает развитие личности как развитие влечений, сексуального (либидинозного) и агрессивного. Эти две базовые динамические силы определяют не только интрапсихические (внутриличностные), но и межличностные процессы.

Коротко об основных этапах развития ребенка от рождения до взрослости.

От 0 до 1,5 лет – Оральная фаза развития. Все развитие ребенка происходит вокруг и в связи с процессом кормления. Для нормального формирования психики ребенка решающее значение имеет то, насколько благоприятная эмоциональная атмосфера царит в его окружении и – главное – сопровождает процессы кормления.

От 1,5 до 2-3 лет – Анальная фаза развития. Процессы развития сосредотачиваются вокруг приучения к горшку и начальных этапов обретения ребенком своей автономии. Ребенок испытывает амбивалентные (противоположные) чувства любви-ненависти к родителям (особенно к матери). Решающее значение имеет то, насколько стабильной и последовательной способна быть мать, спокойно принимая и приливы любви и вспышки агрессии ребенка.

От 2-3 до 6-7 лет – эдипальная стадия. Ребенок начинает обнаруживать различия полов, задается вопросами собственного происхождения: «Откуда я взялся?», решает проблемы полоролевой идентичности: девочка решает быть похожей на маму, мальчик – на папу. Важно – насколько крепкие, надежные и теплые отношения у родителей между собой, чтобы ребенок мог успешно пройти эту фазу без чрезмерной тревоги и чувства вины.

От 6-7 до 10-11 лет – латентная фаза развития. Суть этого периода развития заключается в переструктурировании Эго, превращения его из родительского в свое собственное.

- Начинают доминировать вторичные психические процессы, идущие не от Ид (бессознательных сил и влечений), а от Эго (ресурс психики, который помогает адекватно воспринимать реальность и справляться с ее требованиями)

- формируется способность рассуждать логически

- ребенок превращается из природного существа в существо социальное, обретая способность оценивать других людей и себя среди них

- Супер-Эго (внутренние требования и установки человека по отношению к тому, каким он должен быть) начинает проявлять первые признаки автономии (независимости) от родительских установок


Основные характеристики подростковой фазы.

Для Фрейда подростковый период (11-12 – 21-22 года) – период окончательного завершения психосексуального развития.

Каждый период жизни влечет за собой различные проблемы и трудности, связанные с развитием, которые требуют новых умений и ответов. Подростковый период – один из двух самых мощных и драматических жизненных кризисов, требующих значительной перестройки психики ( второй подобный кризис – это кризис среднего возраста).

Большинство ученых согласны с тем, что подростки должны столкнуться с двумя основными задачами:

1) достижение автономии и независимости от родителей (в разных культурах это происходит в разной форме).

2) формирование идентичности, означающее творческое и независимое Я, гармонично соединяющее различные элементы данной личности.

Джон Хилл предложил интересный подход к проблеме поиска независимости подростками. Он пришел к выводу, что автономию можно определить через феномен саморегуляции. Независимость подразумевает принятие собственных оценок и регулирование своего поведения, что можно определить одной фразой: «Думай сам за себя». Многие подростки учатся именно этому. Они заново переоценивают правила, ценности и ограничения, с которыми имели дело в детском возрасте дома и в школе. Иногда они сталкиваются со значительным сопротивлением родителей, которое может привести к конфликту. Тем не менее чаще всего родители вместе с ними стараются справиться с этой проблемой, уменьшая зоны конфликта, помогая им развивать независимое мышление и саморегуляцию поведения.

В западных странах традиционно подростковый возраст рассматривается как период «бури и натиска», драматического переворота в эмоциях и поведении. Его использовала Анна Фрейд для обозначения эмоционального состояния, которое, как она полагала, характерно для подросткового возраста. Она утверждала: «Быть нормальным в подростковом возрасте — само по себе значит быть ненормальным». А. Фрейд, другие фрейдисты и, впоследствии, неофрейдисты доказывали, что начало биологического созревания подростка и усиливающиеся сексуальные драйвы вызывают конфликты со сверстниками, с родителями.

Две вышеперечисленные задачи можно объединить в одну: задача субъекта в сфере отношений, которая должна решиться в подростковый период, - это задача вторичной индивидуации (первичная индивидуация происходит к 3-летнему возрасту, когда ребенок начинает чувствовать себя обособленным и отдельным от матери как объект). Вторичная индивидуация подразумевает решение трех задач:

  1. Окончательный отказ от родителей, как объектов привязанности

  2. Отказ от родителей как авторитетных фигур;

  3. Нахождение новых авторитетных фигур и новых объектов влечений за рамками родительской семьи.

Вторичная индивидуация подразумевает серьезное переструктурирование психики. Родители часто совершают в этот период серьезную ошибку – они пытаются реанимировать то, что уже давно умерло – инфантильную идеализацию собственных образов. В итоге получают нарциссическую травму (удар по самооценке).

В психике наступает серьезный дисбаланс. А. Фрейд говорила, что в этот период все развитие начинается с нуля. Развитие возвращается к исходной точке: баланс между силами Эго и Ид оказывается такой же, какой он был на первом году жизни. Разница заключается в том, что:

1)раньше ребенок мог легко прибегнуть к помощи родительского Эго, чтобы как-то справиться со своими импульсами, но сейчас он также охотно к родителю не побежит – период инфантильной идеализации прошел, они воспринимаются более объективно.

2) теперь есть Супер-Эго и если Эго ничего этим импульсам не противопоставляет, то оно вовлекается в сильный конфликт с Супер-Эго.


Внешние проявления этого дисбаланса – подростковая лабильность аффекта, т.е. неустойчивость эмоционального состояния: от депрессивных чувств до полной эйфории, и т.п. А. Фрейд описывала подростковый период как период естественного психоза, через который любой человек нормальным образом проходит в своем развитии.

Задачи Эго в этот период – восстановление нарушенного психического баланса, и разрешение базового конфликта подросткового возраста – конфликта между потребностью в относительной свободе влечений и потребностью в социальной приемлемости, в социальной адаптации.

А. Фрейд на основе модели этого конфликта описывала подростковый период как постоянную борьбу между Эго и Ид (это как раз тот внутренний процесс, который проявляется во внешней лабильности аффекта). И далее А. Фрейд говорила, что характер будущей зрелой личности определится тем, какая из сторон в этой борьбе победит – Эго или Ид, причем какая бы сторона ни победила – одинаково плохо. Если в борьбе одолеет Ид, то вхождение во взрослую жизнь будет сопровождаться разгулом влечений, это будет человек, который в жизни ориентироваться только на свои желания, и ему будет глубоко наплевать на окружающих. Если победит Эго – на всю жизнь закрепится характер, заложенный в латентном возрасте: абсолютно социально приемлемый, но ничего себе не позволяющий, никаких желаний не имеющий, человек не живущий, а адаптирующийся. Оптимальный результат будет достигнут, если в этой борьбе Эго и Ид себя «измотают» и опустят руки. Тогда мы получим человека, который с одной стороны обладает достаточной раскрепощенностью влечений, а с другой – учитывает реальность и находит свое место в ней.

Современный психоанализ делит подростковый период на два этапа: 1) предподростковый; 2) собственно подростковый, граница между ними проходит по появлению первых менструаций у девочек и первых поллюций у мальчиков.

Предподростковый этап. Ребенок начинает чувствовать, что у него внутри что-то не так, что-то происходит с организмом (внешние проявления этого у мальчиков – увеличение частоты и продолжительности эрекций, у девочек – резкое возрастание вагинальной и общетелесной чувствительности). Это означает, что развитие тела стало опережать развитие психики.

Изменения в своем теле вызывают тревогу и главная психическая задача предподросткового периода – психологически справиться с телесными изменениями, прогресс телесности должен перестать пугать. Дисморфофобия – боязнь изменений собственного тела, его тело подростку кажется уродливым. И отношения со своим телом могут быть как нормальными (человек принимает тело таким, какое оно есть, хотя не закрывает глаза на его недостатки), так и глубоко нарушенными (тотальная идеализация или обесценивание). Эта задача установления отношений со своим телом как раз и решается в предподростковый период.

Еще один важный момент связан с тем, что предподростковость – это начало повторного развития. Изменения в собственном теле вызывают у подростка чувство тревожности, его поведение приводит к отчуждению от окружающих, он становится более замкнутым и у него в отношениях с людьми вновь вспыхивают все конфликты, которые не были адекватно разрешены.

На предподростковой стадии и мальчики, и девочки начинают против тревоги перед своей созревающей сексуальностью использовать т.н. регрессивные защиты: теперь, когда именно генитальные сексуальные импульсы начинают внушать тревогу, подросток регрессивным путем совершает бегство в догенитальность (доэдипальный период, поскольку инфантильно-генитальная фаза уже характеризуется генитальной сексуальностью), к оральным и анальным стереотипам поведения и удовлетворения. У мальчиков и девочек регрессивные защиты проявляются чаще всего по-разному.

У мальчиков – прежде всего в том, что у них возрождаются оральные и анальные интересы: они начинают активно собирать марки, жадно поглощать знания, появляются хобби и увлечения – все это позволяет отвлечься от тревожащих изменений собственного тела, связанных с пробуждение сексуальности. В случае неблагополучного прохождения ранних этапов развития эти регрессивные защиты могут приобретать иной – деструктивный характер. Вместо поглощения знаний – поглощение алкоголя, наркотиков, курение – как возврат к оральной фазе. Вместо коллекционирования марок – грубые нарушения норм общественного поведения как форма «анального» протеста.

У девочек – возрождение отношений с симбиотической материнской фигурой (мать, старшая подруга, учительница в школе). Объект симбиотической связи становится главным – ему можно все рассказать. Все выплакать, поделиться всеми секретами и т.п.Таким образом, совершая «движение вспять», она защищается от осознания своей развивающейся сексуальности, которая может ее пугать. Это – благоприятный исход событий.

Но из этого правила есть исключения: если в истории этой девочки симбиотические отношения с матерью были наполнены тревогой, то происходит прямо противоположный процесс – девочка совершает бегство в прямо противоположную сторону – навстречу своей сексуальности, т.е. она бросается в многочисленные неразборчивые сексуальные связи.

Итак, базовый конфликт подросткового возраста – конфликт между потребностью в инстинктной свободе и потребностью в социальной адаптации. Внешние проявления конфликта – подростковая лабильность аффекта. При этом возникает парадоксальная ситуация: если родители продолжают донимать ребенка своим вниманием – его бунт усиливается, если махнут рукой и скажут: раз ты уже взрослый – живи, как знаешь, - он почувствует себя покинутым (подростковая депрессия заброшенности). Вторичная индивидуация подростка (первичная – к трехлетнему возрасту).

Спасаясь от депрессии покинутости, подросток обращается к сверстникам – подростковая группа: 1) иерархия (есть лидер и те, кто на него ориентируется); 2) разнородная по полу

Главное значение подростковой группы: она помогает в переструктурировании Супер-Эго (системы ценностей). К концу эдиповой фазы ребенок подходит с уже сформировавшимися Эго и Супер-Эго, но они родительские, взятые взаймы. В дальнейшем происходит их перестройка (в латенте – Эго, в подростковом периоде – Супер-Эго) и они все больше становятся своими.

Отношения в группе играют огромную роль: в группе господствуют иные стандарты Супер-Эго, чем в родительской семье, как правило – более мягкие, арсенал средств Супер-Эго расширяется (подросток узнает, что за некоторые вещи не стоит себя так жестко наказывать), и все это способствует его стабилизации его отношения и самоощущения.

Но все сказанное – опять же – о благоприятном развитии событий. То есть когда группа значимых сверстников, определяющая теперь развитие ребенка, является носителем нормальных морально-этических представлений и общечеловеческих культурных ценностей, которые усвоит подросток. В противном случае – мы будем иметь какую-то разновидность антисоциальной личности. В какую референтную группу попадет подросток, практически целиком зависит от качества отношений, ранее сложившихся в его семье со значимыми близкими людьми. У подростка всегда есть выбор – с кем дружить. И выбирает он в соответствии со своими внутренними представлениями, потребностями и тенденциями, усвоенными в собственной семье.

Итак, с точки зрения психоаналитической теории

Основные возможные причины рискованного поведения:

  1. Необходимость сепарации (отделения от родителей).

  2. Перестройка всей системы ценностей.

  3. Способ избавиться от нарастающей в связи с сепарацией тревогой и чувством вины.

  4. Получение высокого статуса в значимой референтной группе сверстников

  5. Регрессия (возвращение) к ранним способам функционирования психического аппарата. В случае, если ранние фазы развития были пройдены недостаточно благополучно, регрессивные формы поведения могут носить деструктивный характер.

Как же родители могут предотвратить вовлечение детей в опасную деятельность? Многие семьи взаимодействуют со школами, поддерживают контакты с социальными работниками и учителями, если у их детей появляются подобные проблемы, и принимают меры для предотвращения употребления наркотиков и проявления прочего деструктивного поведения у себя дома. Некоторые родители переводят детей в более безопасное окружение, такое как частные школы, чтобы избежать воздействия негативного соседства или групп сверстников. В целом, если у подростков развито самоуважение, чувство компетентности и ощущение принадлежности к стабильной семье и социальной системе, они реже вовлекаются в рискованное поведение. Тем не менее, не существует совершенно безопасного окружения, и нет детей, полностью неуязвимых перед деструктивными силами, повсеместно существующими в нашем обществе.

Влияние различных стилей воспитания на психологические особенности детей продолжаются и в подростковом периоде. Авторитетный стиль с наибольшей степенью вероятности приведет к нормальному или здоровому поведению подростков, характеризующемуся ответственными, независимыми действиями, а также принятием себя и самоконтролем. Напротив, подростки, с которыми обращаются в авторитарном стиле, могут быть зависимыми и тревожными в присутствии властных фигур либо дерзкими и агрессивными. Часто, хотя и не всегда, негативное влияние авторитарного воспитания наблюдается и в различных этнических группах, равно как и позитивное влияние авторитетного стиля.

Благожелательный и четкий контроль, обеспечиваемый авторитетными родителями, успокаивает большинство подростков. Таким поведением они подстраховывают своих экспериментирующих детей. Последствия неудач не являются непоправимыми, потому что родители помогают снова «склеить разбитые куски». Авторитетные родители принимают также во внимание окрепшие когнитивные способности подростка. Впервые как родители, так и дети могут общаться, используя одни и те же или родственные уровни рассуждения и логики.

Современная психоаналитическая теория и практика накопила немало прекрасно работающих методик, которые помогают эффективно справляться с возникающими на жизненном пути подростка и его родителей естественными трудностями. Уже упомянутая выше Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Альфред Адлер, Франсуаза Дольто и многие другие выдающиеся психоаналитики 20 столетия оставили нам бесценное наследие, с помощью которого современная психоаналитическая психотерапия оснащена всеми необходимыми знаниями, навыками и методами работы. Помочь сегодня можно каждому подростку, его родителям, которые обратятся к психотерапевту. У нас есть все предпосылки смело утверждать – трагедию можно предотвратить.